Книга «Золотой ключик» Толстого являлся аллюзией на театральную жизнь Москвы начала века. Фаина Раневская в книге «Письма к подруге» писала: «Я сама бы не догадалась, но мне объяснили в театре. Главный герой, Буратино,— это Горький, Мальвина — жена Блока, Любовь Менделеева, а сам Блок выведен как Пьеро. В сказке есть злодей Карабас-Барабас, директор кукольного театра, так вот это — Мейерхольд» Еще несколько возможных трактовок: Попытка Буратино спастись от Карабаса-Барабаса на сосне — «бегство» Горького на остров Капри. То, что Буратино получает деньги от Карабаса-Барабаса, а затем лишается их из-за преступных действий лисы Алисы и кота Базилио — история взаимоотношений Горького и Александра Парвуса. С 1902 года последний был литературным агентом Горького в Европе и должен был собирать причитающиеся Горькому гонорары. Но не отдал Папа Карло и Джузеппе — Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, А изображение горизонтальной молнии на занавесе театра, который находят Буратино и его друзья за потайной дверцей, — изображение чайки на занавесе МХАТа Длинная борода Карабаса-Барабаса — длинный шарф с концами до самой земли, который любил носить Мейерхольд. Плётка Карабаса-Барабаса — пистолет-маузер, который Мейерхольд носил всегда с собой, а на репетициях выкладывал на стол. Бегство кукол из театра Карабаса-Барабаса — конфликты Мейерхольда с актёрами из-за высоких нагрузок и тяжёлой рабочей атмосферы. Дуремар — помощник Мейерхольда, Владимир Соловьёв, известный под псевдонимом «Вольдемар (Вольмар) Люсциниус». У Мальвины есть несколько прототипов — Ольга Книппер-Чехова (жена Антона Чехова), Мария Андреева (гражданская жена Максима Горького) или Любовь Менделеева (жена Александра Блока). То, что Мальвина учит Буратино арифметике и чистописанию, возможно, намёк на высшее образование у Марии Андреевой и отсутствие документов даже о школьном образовании у Максима Горького Палиндром «А роза упала на лапу Азора», который Мальвина диктует Буратино во время урока, принадлежит перу Афанасия Фета. Прототипом Артемона, по мнению многих, был Антон Павлович Чехов. Ничего оскорбительного в этом образе нет: собака — вернейшее существо. А вот его хозяева, в том числе дамы, могут быть разными Кот Базилио и Лиса Алиса современникам напоминали Дмитрия Мережковского и Зинаиду Гиппиус. Есть множество отсылок в книге к Библии. Буратино, подобно блудному сыну, сбегает от Папы Карло, соблазнившись театральной афишей. Буратино становится фактически мессией для кукол. Он пренебрегает всеми запретами, находит ключ к раю (золотой ключик) и указывает всем путь к счастью. Так Иисус говорит Иоанну: "И имею ключи от ада и смерти" Объяснение, придуманное собаками-сыщиками, чтобы оправдаться в исчезновении губернатора Лиса, — что он «был взят на небо живым» — является отсылкой к библейским рассказам о праотце Енохе (Быт. 5:24) и пророке Илии (4Цар. 2:11). Золотой ключик также является аллюзией на фамильный герб графов Толстых. © mi3ch.livejournal.com

Теги других блогов: история создания шедевров